Бюджетирование в системе управленческого учета
Основы 1с управленческий учет и бюджетирование являются неотъемлемой частью компетенций финансового менеджера. Как же соотносятся между собой управленческий учет и бюджетирование? Какую роль играют планирование и бюджетирование в управленческом учете?
Управленческий учёт – это система планирования, сбора, отчетности, интерпретации информации для принятия управленческих решений менеджерами, а также контроля за этими процессами.
Основные задачи управленческого учета следующие:
Планирование
Управление и контроль (оперативный учет).
Анализ и отчетность (внутренняя и внешняя)
В основе планирования лежит анализ ретроспективной информации и прогноз будущих финансовых операций. Оперативный учёт применяется в текущем управлении для контроля реальных фактов деятельности компании. Оперативный учет может вестись как в стоимостном выражении, так и в натуральных показателях.
Управленческая отчетность позволяет производить оценку и анализ результатов деятельности компании. Одним из методов анализа является план-факт анализ: выявление отклонений фактических достигнутых показателей от запланированных, оценка и анализ их влияния на стратегические планы компании.
Бюджетирование является одним из методов реализации этих основных задач с делегированием финансовой ответственности на уровень центров финансовой ответственности (ЦФО) и системой мотивации. Бюджетирование позволяет оперативно получать достоверную информацию и обеспечивать успешное функционирование компании, в частности:
планировать расходы и доходы компании;
выявлять потребности в денежных ресурсах и оптимизировать финансовые потоки;
оптимизировать затраты;
финансировать за счет внутренних и внешних источников новые направления бизнеса и инвестиционные проекты;
мотивировать сотрудников;
выявлять отклонения фактических от плановых показателей;
формировать управленческую отчетность;
анализировать и контролировать финансовое состояние компании.
Стандартизированного подхода к формированию бюджетной модели и управленческой отчетности не существует. Для каждой компании методология является уникальной разработкой.
Обычно выделяют четыре основные группы бюджетов:
1) основные бюджеты, мастер-бюджеты (бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет баланса);
2) вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов);
3) дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ).
4) операционные бюджеты.